Компания «Автоматика» имеет многолетний опыт в обслуживании систем кондиционирования. Самым сложным из элементов системы является компрессор. Во время обслуживания приходится часто снимать компрессор из-за его поломки, хотя автомобили бывают достаточно новыми. Число таких замен было очень большим. Так, например, на ремонт поступил автомобиль 2010 года выпуска (Golf VI / Ed.), где компрессор тоже пришлось заменить. Заинтересовавшись причинами поломок новых компрессоров, мы выяснили, что данная проблема существует и в Европе не только с автомобилем Golf V, но и с автомобилями аналогичных моделей Skoda Fabia, Seat Ibiza и других типов транспортных средств.
Данная проблема не ограничивается только одним типом компрессора. На автомобильных системах кондиционирования (как на автомобиле Golf V), поставляемые в Европу, устанавливаются компрессоры фирм Sanden, Denso, Zexel и Delphi. Общим у этих компрессоров является то, что на них устанавливается электромагнитный датчик с внешним управлением. Другими словами, наиболее усовершенствованный автомобильный компрессор системы кондиционирования, который получил распространение на рынке в настоящее время. Будьте внимательны и не сравнивайте компрессоры переменной производительности с внутренним управлением, такие как PXV16 и серия Denso 7SB. Они оснащаются механически управляемым клапаном с мембранами, чтобы контролировать поступление хладагента в картер компрессора. Представители фирмы Denso и Sanden в курсе этого вопроса. Они подчеркнули, что это не связано только с упомянутыми моделями концерна VAG и что эта проблема не связана с особой архитектурой автомобильных систем кондиционирования. Другими словами, не привязана к точному местоположению элементов системы кондиционирования в автомобилях и их положении в сравнении с другими. Эта проблема также не связана с размерами и производительностями различных конденсоров, компрессоров и других элементов системы кондиционирования.
После полного исследования данной проблемы, представители фирмы Denso приводят следующее объяснение причин неработоспособности компрессоров серии PXE: «Отказы компрессоров серии PXE, как мы поняли после глубоко исследования, происходят из-за чувствительности электромагнитного клапана к инородным материалам, циркулирующим в системе кондиционирования. Частицы небольшого размеры могут заблокировать клапан. Как следствие, клапан не работает должным образом, т.е. не происходит изменение производительности компрессора. Например, если такая частица застрянет внутри клапана, то возможно заклинивание электромагнитного клапана в открытом положении – соответственно компрессор может преждевременно выйти из строя. Качественная промывка системы кондиционирования, особенно после выхода из строя компрессора, является ключевым пунктом, чтобы избежать отказов компрессоров серии PXE, а также и для компрессоров других производителей».
В случае использование фильтра на стороне всасывания, который может помочь в предотвращении проблемы, представитель фирмы Sanden сказал: «Использование фильтра на линии всасывания создаст существенное снижение давления. Это повлияет на производительность системы кондиционирования не только из-за непосредственного снижения физического давления, но и на работу электронной системы управления. У нас есть два давления, которые являются ключевыми для контроля заданного отклонения шайбы компрессора и производительности системы кондиционирования с внешним управлением компрессором: давление испарения и давление всасывания. Давление всасывания зависит от давления испарения и давления в линии всасывания. Это давление учитывают в программном обеспечении, которое автоматически управляет системой кондиционирования. Если мы снижаем величину давления, мы должны изменить и программное обеспечение».
По заявлению представителя фирмы Sanden единственный способ предотвратить поломку компрессора состоит в том, чтобы удостовериться, что компрессоры с внешним управлением всегда чисты внутри. «В случае замены компрессора необходимо убедиться, что система кондиционирования полностью промыта». В настоящее время фирма Sanden разрабатывает собственные инструкции по промывке системы кондиционирования, но они ещё не готовы.
Реакция от фирмы Denso фактически идентична реакции от фирмы Sanden, здесь также подчеркивается чувствительность электромагнитного клапана. Фирма Denso подтверждает, что не просто содержать системы кондиционирования совершенно чистыми. Особенно в современных мультипроточных конденсорах с их чрезвычайно маленькими каналами, которые невозможно прочистить с помощью промывки системы.
Единственный выбор состоит в том, что их заменяют в случае загрязнения. В действительности, однако, такую замену часто трудно понять с коммерческой точки зрения. Особенно, если это старый автомобиль.
Представитель фирмы Denso добавляет, что число таких противоречивых ситуаций, где фактически необходимо с технической точки зрения заменить конденсор (испаритель), но клиент не готов платить за такую работу и число таких ситуаций может увеличиться, когда у большего числа автомобилей могут быть установлены конденсаторы (испарители) с многоканальной технологией. Поскольку, это означало бы, что также каналы испарителя больше не могут быть промыты и клиенты - чтобы убедиться в совершенно чистой системе - должны будут также заплатить за новый испаритель.
Другими причинами, которые могут привести к проблемам в работе компрессора, встречающиеся в системах кондиционирования с фильтром-осушителем, объединенным с конденсором, могут вызываться недостатком пропускной способности фильтра-осушителя. Типичный пример – конденсор фирмы Showa в автомобилях Golf V и Touran. По мнению экспертов в фильтр-осушитель установлена фильтрующая сетка, у которой внутри слишком маленький размер ячейки. Уже на ранней стадии загрязнение может начать распространяться по системе после того как ячейки сетки фильтра-осушителя будут забиты и она потеряет способность фильтровать грязь. В таких случаях установка дополнительного фильтра-осушителя и/или альтернативного конденсора (например, конденсор фирмы Denso), возможно, не такая плохая идея.
Хорошей новостью является то, что существуют решения и по преодолению проблемы с клапаном. Фирма Sanden в сентябре 2010 г. ввела новые типы электромагнитных клапанов. К сожалению, они не доступны в виде отдельных запасных частей.
Проблемы, возникающие с компрессорами, оснащенными электромагнитными клапанами являются сильным признаком того, что разрыв между мирами инженерных и сервисных служб по-прежнему значительны. Для высокоэффективных автомобильных систем кондиционирования, разработанных с применением сложных технологий, отсутствуют возможности для их обслуживания эффективным и благоприятным для клиента способом. Новые технологии, применяемые в испытательной среде (в идеальных условиях) работают с высокой эффективностью, но часто не удовлетворяют требованиям сервисных служб и клиентов по обслуживанию и ремонту систем кондиционирования с учетом удовлетворительной цены.
В настоящий момент наша единственная рекомендация может состоять в том, чтобы проводить обслуживание транспортных средств, у которых компрессор оснащён электромагнитным клапаном с хорошим качеством. Выбор может состоять в том, чтобы запланировать больше времени на их обслуживание и обратить дополнительное внимание на их чистоту. Также проверьте, нуждается ли фильтр-осушитель в замене и имеет достаточную пропускную способность. Если замена не производится, то добавьте второй фильтр-осушитель. Да, клиент может заплатить немного больше за это, но это всё ещё намного дешевле, чем необходимость заменить компрессор, конденсор, фильтр-осушитель и возможно испаритель в худшем варианте развития. Последний – это всегда самый худший сценарий для клиента и мастерской (поскольку эти случаи всегда происходят в неподходящий момент).
В публикации использованы материалы зарубежных изданий. Октябрь 2011 г.